УСПЕНСКИЙ ПОСТ: 14 - 27 АВГУСТА 2015 года
14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
Успенский пост – один из четырёх многодневных постов, посвящён подготовке к празднику успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается с 14 по 27 августа.
Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, Которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
На первый день Успенского поста приходится праздник «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня». Также на время поста приходится двунадесятый праздник – Преображение Господне (19 августа).
Заканчивается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. 27 августа за вечерним богослужением в храмах выносят для поклонения из алтаря Плащаницу с изображением Божией Матери. Плащаница находится посреди храма до чина погребения, когда ее крестным ходом пронесут вокруг церкви.
УСПЕНСКИЙ ПОСТ
Успенский пост 2015 года: календарь питания.
Особые дни поста
На время Успенского поста выпадают несколько крупных народных праздников: Медовый Спас, Яблочный Спас и церковный праздник Успения Божьей Матери. Это особые дни поста, в которые позволяется расширить свой рацион, приготовить праздничные блюда. В 2015 году праздничные дни Успенского поста распределились следующим образом:
- 14 августа 2015 года — первый день поста совпадает с Медовым Спасом. В церквях освещают мед. Несмотря на строгое воздержание, верующие накрывают стол, на котором присутствуют лакомства из меда и мака (второе название Спаса — Маковый). В постное тесто добавляют орехи, изюм, какао, кофе, корицу и имбирь.
Самым вкусным и любимым угощением в Медовый Спас считалось маковое молоко — необычный соус в который макали блины и булочки.
Рецепт угощения прост: маковые зернышки заливали кипятком и оставляли на 3-4 часа, после чего растирали в кашицу и добавляли мед и воду так, чтобы маковое молоко оставалось густым.
медовый спас
- 19 августа 2015 года — Преображение Господне или Яблочный Спас. Праздник всегда широко отмечался православными верующими. В день Спаса разрешалось употреблять в пищу рыбу и растительное масло. В минимальных количествах было разрешено вино: кагор, приобретенный в церкви.
В Яблочный Спас в церквях освещали плоды из нового урожая. Чаще всего это были яблоки, из которых готовили угощения к праздничному столу.
На второй Спас можно побаловать себя и своих близких простым яблочным десертом. Для этого вам понадобятся: яблоки, мед, изюм, корица и сахарная пудра. В яблоке нужно вырезать углубление, в которое добавить изюм, мед, и на кончике ножа корицу. После запечь яблоко в духовке в течение 10 минут. Сладкое лакомство можно посыпать сахарной пудрой. В рецепт можно добавить орехи или какао по вкусу.
До 19 августа церковь рекомендует воздержаться от вкушения яблок и винограда.
- 28 августа 2015 года — праздник Успения Пресвятой Богородицы. Значимый православный праздник в 2015 году выпадает на пятницу. По пятницам разрешено употреблять в пищу рыбу. Разговение по окончанию поста, переносится на следующий день.
Меню поста по дням недели
Пища, как духовная, так и телесная важна для человека. Пища заряжает энергией, дает силы физические и духовные, поэтому к выбору блюд стоит подойти с умом.
Понедельник, среда и пятница — в календаре питания это самые строгие дни поста — дни сухоядения. В пищу можно употреблять только хлеб, овощи и фрукты. Запрещена любая горячая пища и подогретое питье. «Сухие» дни поста верующие стараются провести уединенно и не нарушить воздержания.
Можно приготовить холодный овощной суп, который многим придется по вкусу: на терке натереть огурцы, мелко порезать помидоры. Добавить зелени: петрушки, укропа, зеленого лука. После чего залить смесь небольшим количеством воды. Можно добавить немного размоченной гречки или перловки.
В дни сухоядения традиционно готовили большее количество салатов, полезных организму и приятных на вкус. Например, салат с черемшой: мелко нарежьте редис, черемшу и зелень, посолите по вкусу. Понадобится авокадо, измельченное в блендере или натертое. Из него получится заправка, которая заменит масло.
Вторник, четверг — постящиеся могут приготовить горячую пищу, но обязательно без масла. В этот день готовят постные супы и каши.
Суббота и воскресение — дни, когда верующие могут позволить себе горячую пищу с добавлением малого количества растительного или сливочного масла. Также разрешено кагор — вино, освещенное в церкви.
Тем, кто собирается поститься впервые допускаются поблажки. Первый пост можно сделать не таким строгим. Обсудите со своим духовным наставником свою посильную меру. Это не считается грехом, а наоборот приветствуется, ведь пост не должен вредить здоровью. В первый раз вы сможете подготовиться, провести не строгий пост, чтобы в последствии поститься уже по канону.
Соблюдая пост вы сможете улучшить свое физическое и душевное состояние и стать ближе к Богу. Перенося трудности и лишения вы укрепляете в себе веру и освобождаетесь от всего негативного и грешного.
На время Успенского поста выпадают несколько крупных народных праздников: Медовый Спас, Яблочный Спас и церковный праздник Успения Божьей Матери. Это особые дни поста, в которые позволяется расширить свой рацион, приготовить праздничные блюда. В 2015 году праздничные дни Успенского поста распределились следующим образом:
- 14 августа 2015 года — первый день поста совпадает с Медовым Спасом. В церквях освещают мед. Несмотря на строгое воздержание, верующие накрывают стол, на котором присутствуют лакомства из меда и мака (второе название Спаса — Маковый). В постное тесто добавляют орехи, изюм, какао, кофе, корицу и имбирь.
Самым вкусным и любимым угощением в Медовый Спас считалось маковое молоко — необычный соус в который макали блины и булочки.
Рецепт угощения прост: маковые зернышки заливали кипятком и оставляли на 3-4 часа, после чего растирали в кашицу и добавляли мед и воду так, чтобы маковое молоко оставалось густым.
медовый спас
- 19 августа 2015 года — Преображение Господне или Яблочный Спас. Праздник всегда широко отмечался православными верующими. В день Спаса разрешалось употреблять в пищу рыбу и растительное масло. В минимальных количествах было разрешено вино: кагор, приобретенный в церкви.
В Яблочный Спас в церквях освещали плоды из нового урожая. Чаще всего это были яблоки, из которых готовили угощения к праздничному столу.
На второй Спас можно побаловать себя и своих близких простым яблочным десертом. Для этого вам понадобятся: яблоки, мед, изюм, корица и сахарная пудра. В яблоке нужно вырезать углубление, в которое добавить изюм, мед, и на кончике ножа корицу. После запечь яблоко в духовке в течение 10 минут. Сладкое лакомство можно посыпать сахарной пудрой. В рецепт можно добавить орехи или какао по вкусу.
До 19 августа церковь рекомендует воздержаться от вкушения яблок и винограда.
- 28 августа 2015 года — праздник Успения Пресвятой Богородицы. Значимый православный праздник в 2015 году выпадает на пятницу. По пятницам разрешено употреблять в пищу рыбу. Разговение по окончанию поста, переносится на следующий день.
Меню поста по дням недели
Пища, как духовная, так и телесная важна для человека. Пища заряжает энергией, дает силы физические и духовные, поэтому к выбору блюд стоит подойти с умом.
Понедельник, среда и пятница — в календаре питания это самые строгие дни поста — дни сухоядения. В пищу можно употреблять только хлеб, овощи и фрукты. Запрещена любая горячая пища и подогретое питье. «Сухие» дни поста верующие стараются провести уединенно и не нарушить воздержания.
Можно приготовить холодный овощной суп, который многим придется по вкусу: на терке натереть огурцы, мелко порезать помидоры. Добавить зелени: петрушки, укропа, зеленого лука. После чего залить смесь небольшим количеством воды. Можно добавить немного размоченной гречки или перловки.
В дни сухоядения традиционно готовили большее количество салатов, полезных организму и приятных на вкус. Например, салат с черемшой: мелко нарежьте редис, черемшу и зелень, посолите по вкусу. Понадобится авокадо, измельченное в блендере или натертое. Из него получится заправка, которая заменит масло.
Вторник, четверг — постящиеся могут приготовить горячую пищу, но обязательно без масла. В этот день готовят постные супы и каши.
Суббота и воскресение — дни, когда верующие могут позволить себе горячую пищу с добавлением малого количества растительного или сливочного масла. Также разрешено кагор — вино, освещенное в церкви.
Тем, кто собирается поститься впервые допускаются поблажки. Первый пост можно сделать не таким строгим. Обсудите со своим духовным наставником свою посильную меру. Это не считается грехом, а наоборот приветствуется, ведь пост не должен вредить здоровью. В первый раз вы сможете подготовиться, провести не строгий пост, чтобы в последствии поститься уже по канону.
Соблюдая пост вы сможете улучшить свое физическое и душевное состояние и стать ближе к Богу. Перенося трудности и лишения вы укрепляете в себе веру и освобождаетесь от всего негативного и грешного.
Как питаться и проводить дни Успенского поста
Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качества постной пищи. Все строго рассчитано с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а – напротив – сделать ее легкой, крепкой и способной подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:
а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;
б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.
Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Пост есть необходимое средство для успеха в жизни духовной и для получения спасения, ибо пост, отнимая у плоти излишнюю пищу и излишнее питие, ослабляет силу чувственных влечений. Отсюда видно, что и польза поста многоразлична:
а) пост скоро и ясно показывает человеку, что для его жизни нужно немногое, и здоровье его зависит не от изысканной, но от простой пищи и пития;
б) пост очень скоро обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки, к которым он прилепился сердцем, и что плоть его больше всего любит;
в) пост делает нас способными к молитве и размышлению о Боге и Божественном. «Кто постится, тот с добрым духом молится», – говорит св. Иоанн Златоуст.
Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.
В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.
Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.
Успенский пост в 2015 году – 14–27 августа
14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери.
“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.
“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.
Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)
Успенский пост уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. Успенский пост – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.
Праздник Успения, к которому готовит нас Успенский пост – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать смерть?! Но славянское слово «успение» означает сон. Смысл праздника Успения в том, что нет больше той смерти, которая ждала каждого до Воскресения Христова, после нет больше скорби о смерти, нет перед ней страха.
Апостол Павел, воспевший победу словами древнего пророка: “Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?”, говорит: “для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил 1.21 ). И после отшествия от земной жизни Пресвятая Богородица не оставляет мира: “В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…” – напоминает церковное песнопение.
По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к этому переходу постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении – вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся и подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте, и восхваляя ее.
В Церкви особо подчеркивается, что пост кардинально отличается от вегетарианства или обычной диеты: это в первую очередь воздержание ради Христа – как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.
Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.
После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.
И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.
Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”
Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.
Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
19 августа 2015
19 августа Русская Православная Церковь отмечает один из самых важных и значимых для верующих праздников – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. От всей души поздравляем участников группы - всех наших друзей и единомышленников – с этим великим днём! Желаем каждому ощутить прикосновение вечной, Божественной жизни - и пребывать сегодня и всегда в смирении, чистоте сердца, любви и радости.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.